Мухтар Аблязов, похитивший из БТА миллиарды евро, скрылся из Казахстана еще в 2009 году. Он является фигурантом многочисленных уголовных производств, его обвиняют в финансовых махинациях и растрате средств, что уже установлено судами Украины, США, Великобритании, Казахстана и других стран.
Как ранее сообщала известная юридическая фирма «Ильяшев и Партнеры», представляющая интересы банка, общая сумма ущерба от действий Мухтара Аблязова оценивается в 12 млрд. долларов США. Для организации хищения и отмывания украденных из БТА средств “аблязовцы” использовали более 1 тыс. специально созданных оффшорных компаний. Английский суд признал Аблязова мошенником и приговорил его к 22 месяцам тюрьмы.
При этом Аблязову удается избегать украинских санкций и продолжать беспрепятственно финансировать фонд «Открытый Диалог», являющийся одной из разветвленных сетей российского влияния в Украине, Польше и Молдове.
За деньги Аблязова фонд лоббирует его интересы в СМИ, гражданском обществе, а также в коридорах политических учреждений европейских столиц, в том числе помогает Аблязову избежать экстрадиции в Украину.
Интересно, что дата создания фонда совпадает с началом проблем Аблязова с законом. Фонд основала в 2009 году гражданка Украины и российской федерации Людмила Козловская (смотри здесь ссылку на ее «резюме» на «Миротворце»).
В соседней Молдове деятельностью фонда правоохранители заинтересовались еще в 2018 году. Там выяснили, что одним из ее спонсоров является Лейла Храпунова, сын которой женат на дочери Аблязова – Мадине. Сам Аблязов также является спонсором фонда. Следственный комитет парламента Молдовы выяснил, что фонд и его руководитель Козловская имеют связи с агентами российских спецслужб и зависимы от них.
Фонд, финансируемый Аблязовым уже более десяти лет, используется российскими спецслужбами в прямой и гибридной войне, начатой российской федерацией против государств, которых она считает противниками своих геополитических интересов в Восточной Европе: Украины, Польши, Республики Молдова. Организация делает все для ухудшения международного имиджа Украины, ухудшения отношений с западными партнерами, разжигает рознь, подрывает нашу безопасность и конституционный порядок.
Кроме Аблязова фонд «Открытый Диалог» контролируется также гражданами российской федерации, которые тесно связаны с российской армией, имеют многочисленные военные контракты. Ее спонсоры и руководство имеют российские паспорта, регулярно посещают Москву, встречаются с российскими чиновниками, являются владельцами бизнеса в оккупированном Крыму. Они сотрудничают с предприятиями, строящими российские подлодки, способствуют торговле землей Крыма, аннексированного российской федерацией.
В Молдове парламентарии выяснили, что Козловская и фонд финансируются из доходов, полученных от операций с военными предприятиями российской федерации, попавших под международные санкции (в том числе ЕС и США), через обеспечение военной техникой государств, участвующих в региональных конфликтах и отмывание средств.
Неудивительно, что Козловской запретил въезд в ЕС. В 2018 году она была задержана в аэропорту Брюсселя после проверки паспорта. Агентство внутренней безопасности Польши признало Козловскую угрозой нацбезопасности из-за деятельности ее организации.
СБУ также подозревала Козловскую в госизмене. СБУ рассматривала ее действия через призму ч.1 ст.109 (свержение конституционного строя); ч.2 ст.110 (сепаратизм); ч.1 ст.111 (государственная измена); ч.3 ст.190 (мошенничество в крупном размере). При этом деятельность ее спонсора и руководителя – Аблязова – тогда осталась без внимания, а сам он, в отличие от тех, кого финансирует и с кем сотрудничает, до сих пор даже не под украинскими санкциями.
Семья Козловской контролирует ряд компаний в оккупированном страной-агрессором городе Севастополь и платит налоги в бюджет рф. Семейный бизнес Козловской поставляет товары по выполнению оборонных заказов россии.
Так, к Заводу судовой светотехники «Маяк», принадлежащего семье Козловской, применены санкции согласно Указу Президента Украины и решения СНБОУ. Согласно отчету, представленному проектом «Русская пятая колонна в Польше» в Европарламент, на который ссылается Следственный комитет молдавского парламента, завод судовой светотехники «Маяк» находится под контролем федеральной службы безопасности России, являясь поставщиком специального оборудования для российских атомных подлодок.
Муж Козловской – гражданин Польши Бартош Крамек, является спонсором и членом правления фонда. В 2021 году Крамек был арестован в Польше в рамках расследования сомнительного происхождения и легализации средств, полученных его компанией и фондом. В том же году Крамек и другие его сообщники были задержаны польскими пограничниками, когда они разрушили заграждения на границе с Беларусью, чтобы беженцы из Беларуси, спровоцированные режимом самопровозглашенного президента Белоруси, могли беспрепятственно попадать в Польшу. Его обвиняют в попытке госпереворота.
Фактически Аблязов уже более восьми лет финансирует лиц, способствующих гибридной войне российской федерации против Украины и ее союзников, связанных с выполнением оборонных заказов страны-агрессора и юридических лиц, находящихся под санкциями в Украине, хотя против самого Аблязова санкции в Украине почему-то до сих пор не введены.
Ранее стало известно, что Мухтар Аблязов ведёт бизнес в Украине с российским политиком Александром Шишкиным, который голосовал “за” принятие постановления “Об использовании вооруженных сил российской федерации на территории Украины”, чем способствовал введению войск России на территорию суверенного государства и разрешению войны .