Фильм южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо “Паразиты” стал триумфатором 92-й церемонии вручения премии “Оскар” в Лос-Анджелесе, взяв четыре статуэтки. Впервые в истории награждения одна картина победила в номинациях “Лучший фильм” и “Лучший международный фильм” (номинация на лучший иностранный фильм с этого года стала называться именно так). Еще одним историческим моментом стало то, что лучшим фильмом года была признана лента не на английском языке.
Пон Чжун Хо получил “Оскара” как лучший режиссер, обойдя Мартина Скорсезе, Квентина Тарантино, Сэма Мендеса и Тодда Филлипса. “Паразиты” также удостоились премии за лучший оригинальный сценарий.
“На фактическом уровне прецедент победы “Паразитов” свидетельствует о невероятном: американцы не только признали существование иного кинематографа, чем их собственный, но и согласились с его превосходством, отдали ему пальму первенства”, – пишет в колонке для “Медузы” кинокритик и главный редактор журнала “Искусство кино” Антон Долин.
За победу в номинации “Лучший фильм” в этом году боролись “Ford против Ferrari”, “Ирландец”, запрещенный в России “Кролик Джоджо”, “Джокер”, “Маленькие женщины”, “Брачная история”, “1917”, “Однажды в… Голливуде”.
“Оскар” за лучшую мужскую роль ожидаемо достался Хоакину Фениксу за работу в фильме “Джокер”. Конкуренцию ему составляли Антонио Бандерас (“Боль и слава”), Леонардо Ди Каприо (“Однажды в… Голливуде”), Адам Драйвер (“Брачная история”) и Джонатан Прайс (“Два папы”).
Хоакин Феникс, получая свой первый в карьере “Оскар”, произнес проникновенную и серьезную речь. Он коснулся темы расовой дискриминации, жестокого обращения с животными и загрязнения окружающей среды, упомянул о наркозависимости, с которой смог справиться и упомянул своего старшего брата Ривера, умершего в 23 года от передозировки наркотиков. Феникс процитировал лирические строчки, сочиненные братом: “Беги к спасению с любовью, и покой последует”.
Лучшей актрисой признана Рене Зеллвегер за роль Джуди Гарленд в фильме “Джуди”. Ее соперницами были Синтия Эриво (“Гарриет”), Скарлетт Йоханссон (“Брачная история”), Сирша Ронан (“Маленькие женщины”) и Шарлиз Терон (“Скандал”).
Лучшим актером второго плана стал Брэд Питт за роль в фильме “Однажды в… Голливуде”, в аналогичной женской номинации победила Лорна Дерн за работу в картине “Брачная история”. Они обошли таких коллег, как Том Хэнкс, Энтони Хопкинс, Аль Пачино, Джо Пеши, Кэти Бэйтс, Скарлетт Йоханссон, Флоренс Пью и Марго Робби.
“Оскар” за лучший адаптированный сценарий получил “Кролик Джоджо” Тайки Вайтити. Фильм “1917” Сэма Мендеса получил три “Оскара” – за операторскую работу, лучшее сведение звука и лучшие визуальные эффекты. Лучшей оригинальной песней была признана композиция из фильма “Рокетмен” “(I’m Gonna) Love Me Again” в исполнении Элтона Джона. “Джокеру” достался “Оскар” за лучший оригинальный саундтрек.
“Ford против Ferrari” взял статуэтки в двух технических номинациях – лучший монтаж звука и лучший монтаж. “Однажды в… Голливуде” был отмечен за работу художника-постановщика.
Лучшим анимационным фильмом киноакадемики признали “Историю игрушек-4”. Лучшим короткометражным анимационным фильмом – “Любовь к волосам”. Лучшим короткометражным фильмом стало “Окно напротив”. Лучшим документальным фильмом названа “Американская фабрика” – первая лента, выпущенная компанией Higher Ground экс-президента США Барака Обамы и его супруги Мишель. Лента повествует о взаимоотношениях китайских и американских рабочих на фабрике в штате Огайо, открытой китайским миллиардером.
История об афганских девочках, которые учатся читать, писать и кататься на скейте в Кабуле, – “Научиться кататься на скейтборде в зоне боевых действий (если ты девчонка)” – получила “Оскар” как лучший короткометражный документальный фильм.
“Маленькие женщины” получили премию за лучший дизайн костюмов, а “Скандал”, в котором Шарлиз Терон снова предстала в необычном образе, – за лучший грим и прически.